Первый Дальневосточный фестиваль юной книги

22‑23 июня

Кристоф Фишер: «Хороший скетч — это честное личное мнение»

Над текстом работали: Ольга Аристова, Антон Вальтон, Ирина Яшкина.
Перевод: Екатерина Васильева.

«Фарватер №1» — фестиваль не только Дальневосточный, но уже и международный. Благодаря поддержке швейцарского совета по культуре Pro Helvetia (Про Гельвеция), а также руководителю издательства «Бумкнига» Дмитрию Яковлеву нас посетит художник-иллюстратор из Швейцарии Кристоф Фишер.

Кристоф Фишер — один из самых самобытных и эмоциональных художников, которых нам доводилось встречать. Он рисует всё, что видит, запечатлевает моменты окружающего мира в графике и смешанной технике, неутомимо путешествует, создаёт монументальные проекты, сотрудничает с медиа и дает лекции.

Фишер — человек «сам себе велосипед» в буквальном смысле. Именно на велосипеде он объездил всю Европу до самой Турции, путешествовал по Скандинавии, а однажды пересек США, направляясь из Чикаго в Сан-Франциско. И отовсюду он привозит яркие, харизматичные работы, впечатления и идеи новых творческих проектов. По словам Фишера, велосипед помогает ему не торопиться, дает возможность остановиться и осмотреться, что-то увидеть. И это неслучайно, ведь специфика его творчества — репортажная иллюстрация с ноткой комикса, а основные сюжеты — это зачастую мир повседневности, подмеченный остро и тонко.

К примеру, Кристоф Фишер создал «Хайнца» — гигантскую скульптуру дворника своего соседа из бетона. Сейчас «Хайнц» поселился в центре круговой дорожной развязки прямо перед мастерской Фишера.

Эта улица стала основой и для еще одного крупного проекта художника — книги скетчей «Teufelskreisel Kreuzstutz» (досл. «Дикая развязка Кройцштутца»). Семь лет Фишер наблюдал из окон своей мастерской за тем, что происходит снаружи, делал наброски и видео. Он зарисовывает жизнь не только родного города Люцерны, но и пригороды Парижа, афроамериканские кварталы в Чикаго и так далее. Казалось бы, повседневная жизнь. Но именно эта обыденность, которую мы привыкли не замечать в суете дня, становится лейтмотивом, а люди, мелькающие мимо — главными героями. Работы Фишера заставляют остановиться, посмотреть по сторонам, подметить детали и нюансы, которых ты раньше не замечал, и научиться чувствовать мир более ярко и глубоко.

Но не только житейская будничность становится предметом художественного замысла. Находится в творчестве Фишера место и репортажу других мест — собственных снов. Сейчас мечты и ночные грезы Художника собраны в проект из 450 альбомов с рисунками.

Работы Кристофа Фишера выставляются по всему миру от Китая до Чикаго, от Цюриха и Парижа до Сан-Франциско. Но никогда прежде художник не бывал в России. Только вообразите, что его путешествие по нашей стране впервые начнётся именно с Владивостока и именно с фестиваля «Фарватер»! Правда, не на велосипеде. 

На нашем фестивале Кристоф Фишер даст закрытый мастер-класс для художников по репортажной иллюстрации, а также проведет о ней лекцию. На площадке фестиваля 22 июня будет презентована выставка его первая в России выставка, а днем позже Кристоф Фишер обсудит работы дальневосточного конкурса комиксистов как член экспертного жюри.


— Почему вы так любите путешествовать, что дают вам эти поездки?

— Меняя место, я обнаруживаю и зарисовываю неожиданные для себя вещи. Это дает мне вдохновение, новые идеи, ведь когда ты физически ощущаешь пространство, то твое эмоциональное восприятие намного возрастает. И это помогает отражать себя, быть более осознанным в отношении своего места в мире. После путешествий мне всегда интересно, как изменяется мое восприятие своего родного города.

— Вы считаете себя художником комиксов?

— Что-то вроде того, но не в области классических комиксов. Расстояние между текстом и изображением в моих работах больше, потому что я хочу создать больше пространства для воображения. И нет такого ясного и линейного повествования, как в большинстве комиксов. Но повествовательное содержание моих рисунков больше похоже на комиксы. В моих собственных проектах я также воспринимаю себя как автора контента.

— В чем секрет хорошего эскиза?

— Важный вопрос … В хорошем наброске виден (эмоциональный) интерес автора к его/ее предмету. Это может быть также в форме повествования, композиции или осведомленности в предмете повествования. Хороший набросок честный и прямой, это своего рода личное мнение. Это важнее, чем «правильное» произведение искусства. И хороший эскиз не подчиняется воображаемому «стилю», он показывает в особенности что-то неожиданное.


— Что вы ожидаете увидеть в России?

— Я ожидаю увидеть то, чего не ожидал увидеть … Конечно, у меня есть некий образ России или Владивостока, который идет из СМИ, фильмов, интернета и так далее. Но, рисуя, я хочу оставить эти ожидания, по возможности, как можно дальше от меня и взглянуть на вещи по-новому.

– В чем состоит отличие рисования эскизов в путешествии от фотографирования, в том числе художественных фотографий?

– Делая наброски, я обнаруживаю неожиданные вещи, формы, тени, цвета и композиции, которые я бы не увидел без набросков. Я также снимаю на камеру, но, чтобы по-настоящему понять то, что вижу, мне нужно зарисовать это вживую. Создание эскиза — более медлительный процесс, и само время помогает гораздо точнее ощутить осязаемый мир ровно в данный момент, настроить с ним яркую эмоциональную связь. Пока я рисую, я также записываю и запечатлеваю звуки, запахи и голоса вокруг меня.